24 сентября 2019
От теории к практике: как российские школьники осваивают цифровые технологии для сельского хозяйства

В Белгороде и Альметьевске прошел финал всероссийского конкурса «АгроНТИ для сельских школьников». Около 200 финалистов в номинациях «АгроКосмос», «АгроКоптеры», «АгроМетео», «АгроРоботы» и «АгроЗащита» сразились за право поехать на главное сельскохозяйственное мероприятие страны – ежегодную выставку «Золотая осень» на ВДНХ.

К слову, Казанский и Белгородский агроуниверсистеты пообещали и еще один бонус победителям школьного «АгроНТИ»: плюс 10 баллов к результату ЕГЭ при поступлении.

Не отвлеченные понятия

Мероприятие открывалось выставкой умных технологий для сельского хозяйства. Причем многие проекты, наряду с инновационными компаниями, представляли белгородские школьники. Все разработки тесно связаны с практикой и реальным производством, хотя и сделали их дети. В этом их самая большая ценность, поскольку даже студенческие работы и стартапы сегодня зачастую грешат «оторванностью от земли».

Например, ученики 7 и 6 класса Великомихайловской школы Новооскольского округа Владислав Ильницкий и Александр Лазовский показывали в действии макет «умной» теплицы, собранный своими руками.

По словам проректора по научной работе и инновациям БелГАУ Андрея Дорофеева, школа вышла на связь с вузом этой весной: «Мы увидели активное желание работать и предоставили ребятам комплект учебного оборудования «умная ферма», где есть все необходимое для исследований: датчики температуры, влажности, давления, можно настроить управление микроклиматом. Сейчас мы уже видим результаты».

Владислав и Александр под руководством своего учителя информатики Игоря Ерошенко создали приложение, с помощью которого можно управлять всеми процессами внутри теплицы: освещением, поливом, температурой.

«Эта технология очень практична. Изначально такая теплица требует затрат, потому что надо купить материалы и оборудование, но окупится очень быстро, практически с первым же урожаем, потому что все автоматизировано», – рассказал семиклассник Владислав Ильницкий.

Философию практического подхода к инновационным технологиям и возможность извлекать из них пользу в этом сезоне «АгроНТИ» исповедовали и организаторы дополнительного образовательного модуля «АгроЗащита». Дети, прошедшие в мае обучение работе с геоаналитической системой защиты растений «Агродозор», получили на лето доступ к ее «лайт-версии», адаптированной под нужды личных подсобных хозяйств. В результате школьники нескольких регионов России смогли вырастить картошку при помощи «умных технологий». И естественно, с консультативной поддержкой специалистов компании «Агродозор» и ВНИИ фитопатологии, которые были все лето на связи в специально созданных для общения с участниками эксперимента вотсап-группах.

Настоящие полевые исследования развернулись в Новопестеревской школе Гурьевского района Кемеровской области. Для сельской школы, в которой многие годы складывались традиции  сельскохозяйственного образования, это был новый, инновационный этап. Трое ребят с помощью родителей, учителей, главы местного крестьянско-фермерского хозяйства и Кемеровского ГСХИ, предоставившего семенной картофель для посадки, следили за развитием растений, вносили данные наблюдений в систему «Агродозор», получали рекомендации по обработке. Итоги летнего проекта были представлены в Альметьевске, новопестеревская команда получила путевку на «Золотую Осень».

В Белгороде результаты проекта «цифровая картошка» представляла семиклассница Дарья Алексенко из села Весёлое Белгородской области. Даше в ее эксперименте помогал дедушка – все обработки, которые рекомендовала система, проводил именно он. К слову, к использованию геоаналитики для выращивания основного российского корнеплода, Дашу привел случай.

«Я приехала в мае в Белгород на секцию «АгроКосмос», — рассказывает школьница, — После окончания обучения нам предложили познакомиться дополнительно с системой «Агродозор», и я, неожиданно для себя, оказалась победительницей. После этого мне уже интересно было поработать в летнем проекте».

На  секции «АгроЗащита», где руководитель компании «Агродозор» Константин Боровский рассказал о том, как информационные системы сегодня помогают получать высокие и экологически чистые урожаи, Даша представила не только презентацию своей летней работы, но и привезла выращенный «по науке» картофель. Очень, кстати, крупный и красивый.

По словам Константина Боровского, в ходе работы над проектами детям удалось успешно решить все агрономические задачи, даже не подозревая, насколько они сложны, потому что цифровые технологии все расчеты и аналитику взяли на себя.

«АгроНТИ для школьников» — это сквозная технология по продвижению современного знания в умы интересующейся молодежи и далее – в производство», – подчеркивает проректор БелГАУ по научной работе и инновациям Андрей Дорофеев.

В интересах науки и бизнеса

«АгроНТИ для сельских школьников» притягивает к себе внимание как научного, так и бизнес-сообщества. Идея конкурса, родившаяся  у участников белгородского проекта по цифровизации сельского хозяйства «АгроНТИ», изначально была ориентирована на то, чтобы показать перспективным школьникам из сел России возможности современных технологий. И если в прошлом году все только начиналось, то в этом можно уже оценить некоторые результаты: дети, участвовавшие в «АгроНТИ-2018», снова прошли конкурс и продолжают работать и совершенствоваться в выбранных направлениях.

«В этом году я вижу здесь уже знакомые лица, — говорит руководитель студенческого конструкторского бюро, научный сотрудник ЦНИИ робототехники и кибернетики Максим Алексеев, куратор секции «АгроРоботы», — конечно, мы не можем с уверенностью сказать, что эти ребята пойдут изучать робототехнику в вузе или поступят в агроуниверситет, но интерес формируется. А бизнес интересуется кадрами, обученными на своих технологиях».

Эту же мысль развивает и эксперт секции «АгроКосмос» Марина Воронина: «Компания «Сканэкс» уже второй год выступает резидентом конкурса. Мы реализуем стратегию создания непрерывности образования и уверены, что детей нужно вовлекать в технологии с раннего детства. Свои технологии мы адаптируем под разные уровни образования – мы работаем и в «Сириусе», а на «АгроНТИ». Наш основной интерес – развитие инженерно-технического сообщества через обучение детей».

Сегодня развитие сообщества, ознакомление школьников и  студентов с новейшими технологиями в процессе учебы играет решающую роль для развития всех высокотехнологичных отраслей, включая, конечно, и сельское хозяйство. Проникновение «цифры» в сельскую местность напрямую связано с новым поколением агрономов, инженеров, ветеринаров, которые сейчас учатся в вузах или только готовятся поступать. Специалисты «старой закалки» на местах зачастую не готовы заниматься внедрениями нового и блокируют на своем уровне продвижение технологий.

«Старому агроному агрокоптеры не нужны. Нам так и говорят: у нас хватает проблем и без вас, — делится директор компании «Геоскан-Белгород» Юрий Ильминский, — Поэтому если детей сегодня не знакомить с новыми технологиями, тенденциями, никакого прорыва мы не получим. В технологиях должна быть сформирована потребность, молодой специалист должен знать, какие есть цифровые инструменты и как ими пользоваться».

В этом смысле «АгроНТИ для сельских школьников» — первое звено образовательной цепочки, которая должна охватить и школу, и вузовское образование, и выйти в итоге на реальные проекты.

Генеральный директор компании «ЦентрПрограммСистем», соорганизатор школьного «АгроНТИ», Виктор Кононов считает, что следующими этапами должны стать «Студенческий АгроНТИ» и «АгроНТИ стартап». Для этого необходимо создавать «сквозные» междисциплинарные лаборатории в аграрных университетах.

«Компания «ЦентрПрограммСистем» предложила Белгородскому аграрному университету сделать такую лабораторию, свести 3-4 специальности (агрономы, инженеры, экономисты, маркетологи) в одну производственную цепочку. Ведь на производстве все процессы идут параллельно, и их отслеживанию, координации надо учить. Лаборатории решат и вопросы производственной практики. Бизнес зачастую не может ее организовать, а если такие проекты делать в вузах, то к концу обучения студент может уже разработать и протестировать стартап, интересный агробизнесу», — рассказал Виктор Кононов.

Удержать лучшие кадры

На финал в Белгород в этом году приехали делегации победителей регионального этапа  из Саратовской, Амурской, Вологодской областей, Приморского и Ставропольского краёв и Республики Саха.

Для детей из отдаленных регионов конкурс стал своеобразным окном не только в мир высоких технологий, но и возможностью увидеть Россию, познакомиться с жизнью других людей и городов, найти новых друзей и наставников.

«Вы сделали правильный выбор, когда занялись проектами в сфере сельского хозяйства, — обратился к финалистам конкурса глава Белгородского региона Евгений Савченко на церемонии открытия, —  Потому что нет более интересного, панорамного направления для научно-исследовательской работы. В перспективе, может, это вам покажется фантастикой, сельское хозяйство и медицина сольются. Люди научатся производить такие продукты питания, которые человек будет потреблять и никогда ничем не болеть. Это может стать делом вашей жизни».

Среди финалистов конкурса в Белгороде было немало одиннадцатиклассников, которые уже определились с делом жизни или вот-вот сделают свой выбор. В числе намеченных будущих профессий: медицина, инженерное дело, архитектура, авиация, театр и кино, вокал, радиоэлектроника, робототехника и, конечно, сельское хозяйство. Но, если говорить откровенно, то большинство школьников планируют связать свою жизнь с городами, не видя в своих селах возможностей для развития.

Дети в беседах с наставниками, организаторами и журналистами делились восторженными впечатлениями от пребывания в Белгородской области. К сожалению, эти впечатления были не в пользу их родных регионов.

Для власти это должно стать «звоночком» — развитие сельских территорий сегодня как никогда актуально, ведь в последние годы отмечается не только отток людей из села, но и обратная тенденция. Но стоит заметить, что без поддержки местных властей такие социальные процессы невозможны: деурбанизация происходит лишь в небольшом числе достаточно благополучных регионов. Белгородская область входит в их число, благодаря программам развития села, инфраструктурным проектам, готовности региональной власти идти навстречу новым перспективным инициативам бизнеса и привлекать российские высокотехнологичные компании к реализации государственной программы «Цифровое сельское хозяйство».

Белгородский проект «АгроНТИ для бизнеса», который и дал начало конкурсу «АгроНТИ для сельских школьников», в этом году расширил свою географию на Ямало-Ненецкий автономный округ, Кемеровскую и Рязанскую области, Приморский и Красноярский края. По сути это и есть создание рынка труда для цифровых специалистов нового поколения. Однако, как замечают резиденты «АгроНТИ», даже при активной поддержке профильных вузов и бизнес-сообщества, но без встречной инициативы региональной власти, цифровое развитие села реализовать не удастся.

 

Надежда Рипинская